Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами

Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами

Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, вступивший в силу 01.09.2013 Статья 42

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном  процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.

Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия  в письменной форме родителей (законных представителей).

Бланк согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение.

Целью данной работы является:

Обеспечение коррекции недостатков в речевом и познавательном развитии ребёнка и оказание ему помощи в освоении адаптированной общеобразовательной программы с учетом целевых ориентиров ФГОС.

Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы общеобразовательной школы, обусловленных индивидуальными особенностями развития дошкольника.

В ходе коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ОВЗ моей группы решаются следующие задачи:

Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии г. Мытищи.

Обеспечение возможности освоения ребёнком с ОВЗ адаптированной образовательной программы дошкольного образования на доступном ему уровне и дальнейшая интеграция, и социализация в образовательном учреждении.

Формирование полноценной звуковой стороны речи.

Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа.

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Развитие связной речи.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Для достижения цели и решения поставленных задач коррекционно-развивающая работа проводилась по следующим направлениям:

диагностическое;

коррекционно-образовательное;

консультативно-просветительское, пропедевтическое;

организационно-методическое.

В МБДОУ №44 «Светлячок»  представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основам общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», уставом Учреждения созданы условия для образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра.

Среди воспитанников МБДОУ №44 «Светлячок» есть дети, имеющие фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Для оказания квалифицированной коррекционной помощи таким детям в МБДОУ функционируют 4 группы компенсирующей направленности.

МБДОУ №44 «Светлячок» реализует Адаптированную образовательную программу дошкольного образования (далее Программа) в группах компенсирующей направленности.

Программа разработана специалистами МБДОУ №44 «Светлячок» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО),в соответствии с  рекомендациями программы «Программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ОНР» Н.В.Нищева.

Программа учитывает новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования:

  1. повышение социального статуса дошкольного образования;
  2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  3. обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  4. сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса, направленным на обеспечение разностороннего развития детей в возрасте от 5 до 7 лет по направлениям (образовательным областям): физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей воспитанников.

Адаптированная программа

С детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ работают следующие специалисты:

  • учитель-логопед
  • педагог-психолог
  • инструктор по физической культуре
  • музыкальный руководитель

Специалисты реализуют индивидуальные образовательные маршруты, разработанные исходя из особенностей психо-физического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.

Индивидуальный образовательный маршрут — это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в МБДОУ специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.

Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в Учреждении, проводится полное всестороннее психолого-педагогическое обследование. Специалисты МБДОУ ( учитель-логопед, педагог-психолог) наблюдают за ребенком в деятельности, беседуют с ним и его семьей, диагностируют проблемные и успешные зоны развития и только затем начинают работать над составлением индивидуального образовательного маршрута по  реализации адаптированной образовательной программы МБДОУ, созданием индивидуальных условий, подбором обучающего материала, заданий и занятий.

В ходе сопровождения специалисты осуществляют мониторинг результатов работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий совместно с семьей ребенка.

На учебный год составляется План-график проведения диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре (входная) и в мае — итоговая. По результатам диагностики организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с родителями (законными представителями) ребенка.

Родители (законные представители) дают согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в письменном виде.

В Образовательном учреждении имеются необходимые специальные учебные пособия  и дидактические материалы для проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми.  В кабинетах специалистов имеются методические пособия  и дидактические материалы для работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами.

Кабинет педагога-психолога используется для проведения  диагностической, коррекционной, консультативной, психопрофилактической работы, реализации задач по организации психологического сопровождения педагогического процесса.

  • Игровые комнаты оснащены современными  игровыми комплексами, мебелью в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и требованиями СанПиНа, включающие в себя пространство движения, мягких модулей.

В целях обеспечения эффективной работы с детьми с особенностями в воспитании, обучении и адаптации в ДОУ создан психолого-медико-педагогический консилиум.

Организационно-педагогические условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования детьми с особыми потребностями.

-учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: воспитатели, имеющие первую и высшие квалификационные категории, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, педагог — психолог, учитель — логопед.

Педагоги прошли курсы повышения квалификации «Организация работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС».

– разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;

— в ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПК обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.

Лист оценки качества «Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами»

WordPress theme: Kippis 1.15