В основе взаимодействия педагогического коллектива и семьи лежит сотрудничество.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогу.
Основные направления взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
— Знакомство с семьей. Важно хорошо узнать семью каждого воспитанника. Знание ее особенностей в воспитании детей, воспитательных возможностей семьи позволяет осуществлять индивидуальную работу с ней с учетом дифференцированного подхода к каждому родителю.
— Информирование родителей о ходе воспитательного процесса. Детский сад открыт для родителей и других членов семьи. Родители вносят свой вклад в организацию воспитательного процесса. Работа по созданию и обогащению предметной среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Выставки детских работ являются интереснейшей формой информированности родителей о возможностях их детей, но при условии, если результаты детской деятельности будут демонстрироваться родителям, только когда ребенок сам выполнил все от начала до конца без помощи взрослого, и качество работы оценено ребенком адекватно требованиям воспитателя.
— Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры. Содержанием этой работы является ознакомление родителей с особенностями реализации задач образовательных областей. Особо важная задача — формирование физического и психического здоровья детей. В работе с семьей используются разнообразные ее формы: беседы, консультации, родительские собрания и конференции.
Родительские собрания проводятся три раза в год. Каждое родительское собрание важно начинать с открытого просмотра детской деятельности, где родители наблюдают, какими самостоятельными и умелыми могут быть их дети. Организация уголка для родителей. В родительском уголке помещаются экстренная информация краткого содержания, а также ответы на вопросы родителей или варианты ответов на вопросы детей, раскрывающие способы общения взрослых с детьми дошкольного возраста.
— Совместная деятельность. Родители играют главную роль в воспитании своего ребенка, а педагоги создают условия и содействуют родителям и ребенку в амплификации его развития как неповторимой индивидуальности.
Наиболее востребованной формой работы с родителями является наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье:
- информационный стенд для родителей (содержит материалы информационного характера — правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье);
- разнообразные выставки (выставки детских работ, тематические выставки по определенному разделу программы);
- информационные листки (объявления о собраниях, событиях, экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным помощникам и т.д.);
- папки–передвижки (формируются по тематическому принципу) и другие.Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
- «Круглый стол» по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации музыкального руководителя;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- родительская гостиная, клуб;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- день открытых дверей.
На официальном сайте образовательного учреждения создан разделы для взаимодействия с семьями воспитанников, в которых регулярно размещаются материалы для родителей (законных представителей), касающиеся вопросов образования и воспитания дошкольников. Взаимодействие с родителями (законными представителями) осуществляется посредством созданных родительских групп в системе Ватсап, информация о проведении мероприятий размещается в социальных сетях (Вконтакте, Телеграмм).